Lada Granta Sport встречает зиму, или Как мы потеряли и нашли три передачи
Идеологически зима — не лучший сезон для авто со спортивным имиджем. Но пока машина на первые холода не ропщет
Разгон на первой передаче почти до отсечки, резкое переключение на вторую... переключение... Где вторая? Мотор воет, рычаг беспомощно болтается в нейтрали, мы мчимся на Гранте Спорт по мокрому бетону полигона, оставшись без возможности затормозить двигателем. Это твоя новая тросовая коробка, сынок...
Остановились, отдышались. Выяснили, что перестали включаться только передачи чётного ряда — вторая и четвёртая. Нечётный ряд и задняя, тьфу-тьфу, работают, значит, до Москвы доберёмся своим ходом.
На ближайшей АЗС залили полный бак 98-го, дабы сообщить мотору большую «гибкость». Попутно позвонили в Тольятти, непосредственно в Ладу Спорт, директору проекта Владиславу Незванкину. Описали проблему, напомнив, что летом, на другой Гранте Спорт у нас уже «вылетали» чётные передачи. Тогда владелец машины поехал к дилеру, где проблему оперативно устранили, не назвав, впрочем, её причину. И вот опять... Один раз — случайность, два — уже система?
Нет худа без добра: выяснилось, что на 98-м бензине Гранта Спорт едет очень здорово! Грех сказать: в большинстве ситуаций оставшихся в работе трёх передач хватало, разве что в самом начале разгона приходилось излишне крутить мотор. Всё-таки тут довольно короткая первая передача... А в целом — без особых проблем, мотор на высокооктановом топливе действительно приобрёл потрясающую эластичность.
98-й бензин Гранте Спорт, безусловно, понравился. Но не слишком ли роскошно кормить ее по такой цене?
Незванкин попросил небольшой тайм-аут на выяснение и пошёл консультироваться со своими гарантийщиками. Те в итоге выдали предположение: сломались синхронизаторы (на первой и второй, напомним, стоят новые, многоконусные). Такое, дескать, было возможно для первой партии «Спортов» (а у нас машина — одна из первых), это «косяк» самого ВАЗа, его механосборочного производства.
Неубедительно, но хоть что-то. Ещё Незванкин посоветовал сразу обратиться в Техинком, который занимается гарантийным обслуживанием автомобилей Лада Спорт — там должны проблему устранить немедленно, вплоть до замены коробки.
Немедленно... Ага, щас! Запись в Техинком оказалась возможной только через неделю после поломки. Это, на самом деле, нормально: иные владельцы иномарок по месяцу-полтора ждут «окошка» у дилера, даже по пустяковым неисправностям. Но нам ждать не хотелось, и мы попробовали обратиться в другие официальные дилерские СЦ. Как и следовало ожидать, непосредственно в день поломки нас нигде принять не смогли или не захотели: где-то очередь составляла 2-3 дня, где-то — до недели… Пришлось разбираться с проблемой самостоятельно.
Облазив каждый сантиметр привода коробки в моторном отсеке и не найдя никакой зацепки (селектор работает отлично, передачи включаются), перемещаемся в салон.
Ага, вот и причина: один из двух тросов (правый) сместился со своего места в удерживающем кронштейне. По всей видимости, ослабла стопорная втулка, и трос вместе с ней начал елозить по выемке кронштейна вверх-вниз. В основном вверх. То есть, трос изгибается более положенного, и его натяжения уже не хватает для фиксации передачи. Пальцами пробуем втулку — ходит в проёме свободно. Удерживаем в нижнем положении — передачи включаются нормально. Ослабляем хватку, шайба скользит вверх, и вновь «чётный ряд» теряет работоспособность.
На фото хорошо видно, что втулка-законцовка легко перемещается по пазу кронштейна вверх-вниз
Исправить это — пара пустяков, вплоть до того, что жвачкой залепить, не позволив втулке смещаться вверх. Но тогда потеряется чистота эксперимента. Так что мы решили посмотреть, сколько времени уйдёт у официального дилера на устранение неисправности и что будет объявлено её настоящей причиной.
После того как попасть на ремонт с наскоку не удалось, мы решили идти проверенным путем, и заполнили заявку на ремонт на Интернет-сайте компании «АвтоГермес», где мы проводили самое первое ТО для нашей Гранты Спорт.
В этот раз произошла маленькая накладочка: я не успел вовремя ответить на звонок из дилерского центра. Решил, что ничего страшного — по идее, мне должны были еще раз перезвонить. Однако в этот день я так и не дождался повторного звонка. Пришлось на следующий день перезванивать самому.
Как оказалось, перезвонил я очень вовремя: на выбранный нами день оставалось последнее свободное «окно», на которое мы и записались.
Но что в итоге определит дилер?
Гранта Спорт опять в сервисной зоне. Но на этот раз не из-за регламентного техобслуживания...
К тому моменту наша Гранта Спорт стала демонстрировать любопытную тенденцию: утром на холодной машине включались абсолютно все передачи. Но уже через пару минут езды вначале «пропадала» вторая, через некоторое время «дезертировала» четвертая, а когда машина прогревалась как следует, в «самоволку» уходила и задняя передача. В принципе, за пару дней мы привыкли к такому характеру, но в первый раз оставшись без заднего хода, машину пришлось толкать под ехидными взглядами владельцев иномарок.
При сдаче машины дилеру Гранта Спорт показала обратную сторону медали: появился не только задний ход, но и вторая, и четвертая передачи. Как обычно и бывает в таких ситуациях. Но...
После мойки мастер сел за руль и вместе с механиком поехал проверять проблему. И ведь добились своего: строго по сценарию вначале «убежала» вторая, а потом и четвертая передачи. Для специалиста диагноз стал ясен. И он полностью подтвердился с тем, что мы сами обнаружили: законцовка оболочки одного из тросиков выскочила из кронштейна, зацепившись за него резиновым хвостовиком. В результате пока резина была холодная, ее упругости хватало, чтобы выдерживать усилие включения передач. Но по мере разогрева передачи по очереди (как и расположены на схеме переключения) пропадали: те из них, что включались движением рычага назад, переставали включаться.
На этом фото хорошо видно, что законцовка тросика держится в пазу кронштейна только резиновым хвостовиком. Но что стало причиной дефекта: самопроизвольное смещение детали или заводской огрех сборки, осталось тайной...
На все про все вместе с мойкой автомобиля, тестированием проблемы и ее устранением дилеру потребовалось не более трех часов. Заплатили мы только 200 руб.: мойка автомобиля, увы, в список гарантийных работ не входит.
Теперь немного общих впечатлений о машине, разменявшей на днях первую «десятку».
Это уже не детство, и даже не отрочество. Для Лады это полноценная юность.
Четыре девятки на одометре — через километр у машины будет первый «юбилей»
Гранту Спорт я беру нечасто, мягко говоря. Поэтому всякий раз сажусь за руль как в новый для себя автомобиль. В этот раз «общение» с Грантой Спорт выпало на первый хороший морозец: вышел утром — всё бело. Хорошие условия для проверки приспособленности машины для зимы.
Подогрев сидений работает от души! И скорость прогрева высокая, и температура — до прожарки задницы. Наверное, не помешал бы и ограничитель, хотя бы простецкий, двухступенчатый. Прогревается сиденье неравномерно: подушке достаётся процентов 70, остальное сосредоточено в узкой поясничной области спинки. Но это тоже терпимо.
Хуже с подогревом лобового стекла. Нити в нём расположены по-фордовски экономно, в итоге широкие вертикальные полосы по краям остаются неразмороженными.
Подогрев лобового стекла — вещь! Но хотелось бы, чтобы зона обогрева была максимальной
А вот к конфигурации воздушных потоков не придерёшься, специальные воздуховоды вполне справляются с обдувом передних боковых стёкол, открывая обзор через внешние зеркала.
Наружные зеркала на Гранте феноменально большие. Но, как обычно, не хватает малого — обогрева...
Заводится Гранта на небольшом морозе уверенно, да и сложно ожидать другого от современного автомобиля при 3-5 градусах ниже нуля. Но двигатель уже выказывает некоторое недовольство — тембром звучания, обертонами... И совсем скверно, что на Грантах нет указателя температуры. Да, понимаю, современная тенденция, отказ от прогрева, все дела… Но для Granta Sport отказ от прогрева категорически противопоказан. Напротив, её надо греть дольше привычного, тогда мотор входит в нормальное акустическое русло и не норовит заглохнуть при каждом сбросе газа. А как определить уровень прогрева без индикатора? То-то.
К десяти тысячам км пробега Гранта — наконец-то! — стала сама собой. Предыдущая моя попытка пришлась на 6000 км, тогда машина перестала вызывающе дёргаться, но какая-то недосказанность в поведении оставалась. Сейчас Гранта Спорт стала абсолютно понятным автомобилем, таким, каким её задумали создатели. Длинновата получилась обкатка, да, но, как говорил поэт: лучше поздно, чем никому.
Не обходится и без досадных мелочей: где-то на парковке мы притерлись нижней частью бампера к высокому бордюру, а в другом месте ветки кустарника оставили легкие царапины под кромкой заднего спойлера на крышке багажника
Сергей Цыганов
Другие записи блога
Комментарии
Новая коробка, герой сего опуса, почти нивелировала разницу по ощущению, отличия совсем не те что между старой коробкой и соляркиной, хотя именно работа механике мне больше всего понравилась на тесте солярки.
Новый автомобиль отличается от б/у в первую очередь тем, что он на гарантии и даже если и есть какие-то проблемы, то решаются они за счет завода-изготовителя, а не за счет покупателя. Что наглядно описано в данной статье: заехал, ткнул пальцем, кофе попил, забрал машину и поехал дальше.
А потом уже большей (но не 100% - 100% даже спирт не бывает) надежностью, в силу меньшего износа всех узлов и свежестью ЛКПП и материалов салона.
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
Новый автомобиль отличается от б/у в первую очередь тем, что он на гарантии и даже если и есть какие-то проблемы, то решаются они за счет завода-изготовителя, а не за счет покупателя. Что наглядно описано в данной статье: заехал, ткнул пальцем, кофе попил, забрал машину и поехал дальше.
А потом уже большей (но не 100% - 100% даже спирт не бывает) надежностью, в силу меньшего износа всех узлов и свежестью ЛКПП и материалов салона.
Но по машинам и блогам... что вы делаете с Грантой?
Я владелец Гранты, покупал в 2012 году с салона, по акции, за 328 000 рублей, Движка 16 кл (Приора), КПП 2181, ABS, 2 подушки, кондиционер, летом прохладно, зимой тепло… в морозы заводится, по трассе нехватки мощности не ощущаю… напрягает только, пустой руль, так вот, тачке уже год, каждый день за рулем, мотаюсь по работе, пробег уже 30 000... из расходов, только замена масла, из косяков, начал побрякивать салон на кочках...
Эксплуатирую как рабочую машину, режим пробки, газ/тормоз, по г*вну на природе лазаю, в небольшие дальняки катаюсь, по нашим «трассам»...
За свои деньги, новую машину, лучше, не придумали… поливайте г*вном дальше…
Но по машинам и блогам... что вы делаете с Грантой?
Я владелец Гранты, покупал в 2012 году с салона, по акции, за 328 000 рублей, Движка 16 кл (Приора), КПП 2181, ABS, 2 подушки, кондиционер, летом прохладно, зимой тепло… в морозы заводится, по трассе нехватки мощности не ощущаю… напрягает только, пустой руль, так вот, тачке уже год, каждый день за рулем, мотаюсь по работе, пробег уже 30 000... из расходов, только замена масла, из косяков, начал побрякивать салон на кочках...
Эксплуатирую как рабочую машину, режим пробки, газ/тормоз, по г*вну на природе лазаю, в небольшие дальняки катаюсь, по нашим «трассам»...
За свои деньги, новую машину, лучше, не придумали… поливайте г*вном дальше…
По фотке спидометра, давнишняя фотка, хорошая дорога закончилась, можно больше))) вообще максимум выжимал 188-189 не по спидометру, а по навигатору, думаю это максимум, т.к. на такой скорости обороты уже к красной зоне... а крейсерская по трассе 140-150, если нет ветра... парусность большая, ветер дует, мотает по полосам....
По фотке спидометра, давнишняя фотка, хорошая дорога закончилась, можно больше))) вообще максимум выжимал 188-189 не по спидометру, а по навигатору, думаю это максимум, т.к. на такой скорости обороты уже к красной зоне... а крейсерская по трассе 140-150, если нет ветра... парусность большая, ветер дует, мотает по полосам....
Согласен. У меня нет ни времени, ни желания раз в неделю плясать с бубном возле машины, выясняя, что у нее там опять случилось. Да еще и зимой, например. Кому это в кайф, ТАЗ ваш выбор, а меня избавьте от этого сомнительного удовольствия)))
Новый автомобиль отличается от б/у в первую очередь тем, что он на гарантии и даже если и есть какие-то проблемы, то решаются они за счет завода-изготовителя, а не за счет покупателя. Что наглядно описано в данной статье: заехал, ткнул пальцем, кофе попил, забрал машину и поехал дальше.
А потом уже большей (но не 100% - 100% даже спирт не бывает) надежностью, в силу меньшего износа всех узлов и свежестью ЛКПП и материалов салона.
А может дилеры искусственно создают очередь? Ведь уверен, что за денежки приняли бы в тот же день.
З.Ы. Вон не жил бы я в Нске и не видел перед глазами тонны "японок" - я бы может и верил в эти сказки.
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело
Мораль: если встал на трассе на жигулях и иномарке будет один маленький нюанс, который заключается в том, что жигули можно отволочь на веревке до любой деревни и на любой СТО тебе машину приведут в боеготовность в течении пары часов, а вот с иномаркой придется помаяться, ибо для нее расходники типа ШРУСов, радиаторов, амортизаторов или подшипников в любой деревне не найдешь...
А может дилеры искусственно создают очередь? Ведь уверен, что за денежки приняли бы в тот же день.
Помню такси приехало, свеженький лансер. Не предназначена эта машина для морозов.
Не прогревается салон толком.
Согласен. У меня нет ни времени, ни желания раз в неделю плясать с бубном возле машины, выясняя, что у нее там опять случилось. Да еще и зимой, например. Кому это в кайф, ТАЗ ваш выбор, а меня избавьте от этого сомнительного удовольствия)))[/quote]
Сказочник.
С 1970-го ВАЗы делаете и до сих пор (за без малого полвека) не получилось довести продукцию до уровня, при котором пользователю не нужно быть продвинутым, не нужно дополнительно к своей профессии ещё и азы слесарного дела осваивать.
Или просто модель ещё новая? А чего у неё кардинально нового, в сравнении с "копейкой"?
Из воздуха энергию черпает? Или возможность вертикального взлёта появилась?
С 1970-го ВАЗы делаете и до сих пор (за без малого полвека) не получилось довести продукцию до уровня, при котором пользователю не нужно быть продвинутым, не нужно дополнительно к своей профессии ещё и азы слесарного дела осваивать.
Или просто модель ещё новая? А чего у неё кардинально нового, в сравнении с "копейкой"?
Из воздуха энергию черпает? Или возможность вертикального взлёта появилась?
С 1970-го ВАЗы делаете и до сих пор (за без малого полвека) не получилось довести продукцию до уровня, при котором пользователю не нужно быть продвинутым, не нужно дополнительно к своей профессии ещё и азы слесарного дела осваивать.
Или просто модель ещё новая? А чего у неё кардинально нового, в сравнении с "копейкой"?
Из воздуха энергию черпает? Или возможность вертикального взлёта появилась?
С 1970-го ВАЗы делаете и до сих пор (за без малого полвека) не получилось довести продукцию до уровня, при котором пользователю не нужно быть продвинутым, не нужно дополнительно к своей профессии ещё и азы слесарного дела осваивать.
Или просто модель ещё новая? А чего у неё кардинально нового, в сравнении с "копейкой"?
Из воздуха энергию черпает? Или возможность вертикального взлёта появилась?
Согласен. У меня нет ни времени, ни желания раз в неделю плясать с бубном возле машины, выясняя, что у нее там опять случилось. Да еще и зимой, например. Кому это в кайф, ТАЗ ваш выбор, а меня избавьте от этого сомнительного удовольствия)))[/quote]
Проще движку с коробасом на контракт махнуть )))
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
PS Мои механики обслуживают таксопарк,все перед глазами...
PS Мои механики обслуживают таксопарк,все перед глазами...
PS Мои механики обслуживают таксопарк,все перед глазами...
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Блин, забыл, на леворульных тойотах же нет печати императора, извиняюсь ))
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
PS Мои механики обслуживают таксопарк,все перед глазами...
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Блин, забыл, на леворульных тойотах же нет печати императора, извиняюсь ))
PS Сам езжу на левом руле,иногда на Бигхорне ПР по*****ам катаюсь...
Я просто спросил: что мешает за 44 года научиться делать свою продукцию качественно, чтобы потребитель просто п о л ь з о в а л с я тем, за что заплатил, а не устранял всякие "мелочи"?
Впрочем, вопрос риторический. Уж если у нас в ракеты датчики вверх ногами устанавливают... я слишком многого хочу от простого российского рабочего, однозначно.
P.S.: марка Тойота в написании этого сообщения была выбрана случайно, автор в безграничной любви к этой марке замечен не был, как и в безграничной ненависти к ВАЗу.
Блин, забыл, на леворульных тойотах же нет печати императора, извиняюсь ))
Я просто спросил: что мешает за 44 года научиться делать свою продукцию качественно, чтобы потребитель просто п о л ь з о в а л с я тем, за что заплатил, а не устранял всякие "мелочи"?
Впрочем, вопрос риторический. Уж если у нас в ракеты датчики вверх ногами устанавливают... я слишком многого хочу от простого российского рабочего, однозначно.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Гарантийные обязательства изготовителя
1. Срок действия гарантии и срок службы автомобиля
1.1 Гарантийный срок на новые автомобили LADA установлен изготовителем и составляет:
- для переднеприводных автомобилей - 36 месяцев или 50 тыс. км пробега (что наступит ранее);
- для полноприводных и заднеприводных автомобилей - 24 месяца или 35 тыс. км пробега (что наступит ранее).
P.S.: марка Тойота в написании этого сообщения была выбрана случайно, автор в безграничной любви к этой марке замечен не был, как и в безграничной ненависти к ВАЗу.
Гарантийные обязательства изготовителя
1. Срок действия гарантии и срок службы автомобиля
1.1 Гарантийный срок на новые автомобили LADA установлен изготовителем и составляет: - для переднеприводных автомобилей - 36 месяцев или 50 тыс. км пробега (что наступит ранее);
- для полноприводных и заднеприводных автомобилей - 24 месяца или 35 тыс. км пробега (что наступит ранее).
P.S.: марка Тойота в написании этого сообщения была выбрана случайно, автор в безграничной любви к этой марке замечен не был, как и в безграничной ненависти к ВАЗу.
Skoda Rapid FL 1,6 115Hp (cwvb + чип) 2018г.
Из вопроса, поступившего в «Справочное бюро» ГРАМОТЫ.РУ: «...Меня резко поправили, когда я спросила “кто последний” (в очереди), сказали, что в русском языке так говорить не принято, а нужно “кто крайний”».
На самом деле: Всё как раз наоборот. Неправильно спрашивать в очереди «кто крайний?» (надо «кто последний?»); не стоит, предлагая гостю сесть, говорить «присаживайтесь» (грамотно «садитесь»).
Мы не случайно объединили два этих мифа в один: замена и последний на крайний, и садитесь на присаживайтесь обусловлена одним и тем же фактором. Каким? Об этом ниже.
Начнем с выражения «кто последний». Миф о недопустимости его употребления имеет давнюю историю. Еще полвека назад на этот предрассудок обращал внимание Л. В. Успенский в книге «Слово о словах»:
Тысячи людей говорят: «Кто тут крайний?», подойдя к очереди за газетами... Это словоупотребление не может быть признано правильным и литературным. Если на вопрос: «В каком вагоне ты едешь?» вы ответите: «В крайнем!», у вас сейчас же потребуют разъяснить: от начала или от конца поезда, в первом или в последнем? У каждого ряда предметов по крайней мере два края, и слово «крайний» стало употребляться тут по нелепому недоразумению, ибо обычному слову «последний» в некоторых говорах народной речи придается неодобрительное значение – «плохой», «никуда не годный»: «Опоследний ты, братец мой, человек!» (Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962. С. 210).
Причина употребления в рассматриваемом выражении прилагательного крайний вместо последний названа Л. В. Успенским совершенно верно. Действительно, у слова последний есть обладающее негативной коннотацией значение "низший в ряду подобных, самый незначительный из всех; очень плохой": последний негодяй, как последний дурак, ругать последними словами. Опасаясь назвать человека в очереди последним, говорящий тем самым избегает намека именно на это значение.
Но слово последний, как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, не имеющие никаких отрицательных коннотаций: "самый новый"; "современный"; "только что появившийся": последние технологии, последние известия, строить по последнему слову техники и т. п. Тем не менее и в наши дни, как и полвека назад (несмотря на то, что очередей стало меньше), миф о недопустимости вопроса «кто последний?» продолжает быть на удивление жизнестойким. Любопытный факт: ведь у слова крайний тоже есть значение, обладающее негативной окраской; в живой разговорной и в публицистической речи это прилагательное иногда используется в значении ‘человек, на которого свалили ответственность за что-то плохое’: крайним сделали чиновника, поставившего подпись под документом (газ.). Тем не менее употреблению крайний вместо последний это не мешает: видимо назвать человека «без вины виноватым» представляется меньшим злом, чем назвать его «худшим».
На еще одну причину, по которой вопрос «кто крайний?» может быть более обидным, чем «кто последний?», указывает В. В. Колесов:
«Становясь в очередь, человек приветствует тех, кто некоторое время будет его соседом... Правда, уважительное пожелание здоровья в этом случае не совсем уместно, поэтому и возникло такое сочетание: «Вы – последний? Кто последний?» Непонятно, почему оно может кого-то обидеть, ведь спрашивая: «Кто последний?» – человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. И верно, в таком выражении сохраняется исконное значение слова последний – тот, кто идет по следу, тот, кто торит тропу следующим за ним, или тот, кто сам следует за другими.... Напротив, спрашивая: «Кто крайний?» – вы обижаете человека, потому что, во-первых, говорите не по-русски (в русском языке нет такого значения слова крайний: оно пришло из украинского), а во-вторых, как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он «на краю», в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово крайний вежливее, чем последний, ошибается». (См.: Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988. С. 234-235).
Однако далеко не всегда неоправданное употребление слова крайний вместо последний связано с опасением обидеть человека, назвав его «худшим». Подобная замена встречается и во многих других контекстах (к очереди отношения не имеющих), где она вызвана стремлением отгородиться уже не от значения «худший», а от основного значения прилагательного последний – "такой, за которым не следует, не ожидается что-либо подобное".
Хорошо известно, что употребления слова последний избегают носители языка, профессия которых связана с постоянным риском для жизни. Это летчики и космонавты, водолазы и альпинисты, артисты цирка и др. – количество таких профессий велико, хотя за употреблением крайний вместо последний закрепилась именно авиационно-космическая «принадлежность»: в «Большом словаре русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной слово крайний в значении ‘последний’ сопровождается пометами авиа., косм.1 Но из речи людей, которые, рискуя жизнью, выполняют свои профессиональные обязанности (и желание которых избежать двусмысленности сочетаний последний полет, последний прыжок и т. п. понятно и объяснимо), выражения наподобие крайний раз вместо последний раз, крайний день вместо последний день и т. п. если и не вошли еще в широкий обиход, то активно к этому стремятся. Подобная повсеместная замена прилагательного последний прилагательным крайний – не что иное, как грубое нарушение норм русского языка.
Впрочем, вернемся к вопросу «кто последний?», точнее к предрассудку, препятствующему его употреблению. Теми же соображениями – опасением обидеть человека словом, которое в одном или нескольких значениях обладает отрицательной коннотацией, – вызвана другая распространенная ошибка. Речь идет о замене глагола сесть (несовершенный вид садиться) глаголом присесть (несовершенный вид присаживаться), в первую очередь в повелительном наклонении. Многие носители языка предпочитают говорить присаживайтесь вместо садитесь, потому что слово садитесь будто бы связано исключительно с тюремными ассоциациями (одно из значений глагола «сесть» – ‘попасть в тюрьму по приговору суда’).
Миф этот подкрепляется всем известной фразой «сесть я всегда успею» из художественного фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», которая давно стала крылатой. Но ведь произносящий эту реплику (в ответ на предложение сесть за докторскую диссертацию) персонаж фильма – вор «со стажем». Почему же сегодня офисные работники опасаются говорить садитесь своим гостям, неужели предполагают наличие у всех них криминального прошлого или настоящего?
Проблема употребления присаживайтесь вместо садитесь выходит за рамки разговора о языке, на нее обращают внимание не только лингвисты, но и публицисты. Е. Барабаш пишет:
«Укоренившаяся на уровне генов несвобода диктует языку свои правила... Отвратительное “присаживайтесь” вместо нормального “садитесь” теперь уже навеки. Страна, проявившая такую недюжинную, завидно неразрывную спайку политики и криминала, элиты и криминала, телевидения и криминала, жизни и криминала, не может позволить себе говорить “садитесь”» (Е. Барабаш. На машиночке в светленькое будущее).
Но рассмотрим форму присаживайтесь с точки зрения языковеда. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой глагол присесть объясняется следующим образом: ‘согнув колена, опуститься’: присесть на корточки, ‘сесть на короткое время или в недостаточной удобной, спокойной позе’: присесть на краешке стула (ведь приставка при- обозначает неполноту действия). Говоря присаживайтесь, мы, таким образом, предлагаем гостю либо выполнить гимнастическое упражнение, согнуть колени (такое предложение вполне уместно в тренажерном зале, но никак не в приемной солидной фирмы), либо сесть на короткое время (что гость вполне может расценить как намек: ему предложили ненадолго присесть, а потом поскорее встать и уйти). Но во всяком случае ни то, ни другое предложение не подразумевает приглашения с комфортом разместиться на стуле или в кресле.
«Ложно понятой вежливостью» называет словоупотребление присаживайтесь О. И. Северская:
«...Меня как будто предупреждают, что я здесь ненадолго... Да и потом, почему я должна "присаживаться", примостившись на краешке стула? Почему бы мне не сесть поудобнее и обстоятельно того, к кому пришла по делу, обо всем меня интересующем расспросить? Так что, с моей точки зрения, "присаживайтесь, пожалуйста" – это в какой-то мере всё то же печально известное "вас много, а я одна". А с точки зрения клерков – самое что ни на есть вежливое обращение» (Северская О. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М., 2004. С. 16).
Таким образом, «вежливая» замена и глагола присаживайтесь глаголом садитесь, и прилагательного последний прилагательным крайний чревата еще большей двусмысленностью и вполне может обидеть собеседника. А поэтому давайте запомним азбучную истину № 6.
Азбучная истина № 6. Подойдя к очереди в кассу или ко врачу в поликлинике, грамотно спросить у людей: кто последний? Предлагая гостю принять сидячее положение, вежливо сказать: садитесь, пожалуйста. А «кто крайний?» и «присаживайтесь» – это неправильно.
В. М. Пахомов,
кандидат филологических наук,
главный редактор портала ГРАМОТА.РУ
Нафига такие портянки?Под спойлер бы спрятал.
1 113 389 р.
10,17 р. на 1 км
9,06 л на 100 км
Lada Granta Sport — новый боевой автомобиль в тест-парке Drom.ru!
Спортивная модель является имиджевым проектом АвтоВАЗа, ее производят крайне ограниченным тиражом для очень узкого круга покупателей. Но для нашего автомобильного портала Гранта Спорт — это объединение, пожалуй, двух самых интересных тест-проектов: легендарной «путинской» Калины Спорт и двукратной покорительницы колымского тракта бюджетной Гранты. Поэтому мы просто не смогли проигнорировать появление этого «спорт-кара» среди автомобилей российской сборки.
Долгосрочный тест начался в июне в Москве, где мы инкогнито приобрели Гранту Спорт у официального дилера ООО «Лада Спорт». Первым этапом проверки автомобиля станет его обкатка в соответствии с руководством пользователя и попытка найти те спортивные задатки, которые привнесли в этот бюджетно-дачный авто разработчики.
Следите за обновлениями!
Примечание. Каждый пост в блоге отражает мнение конкретного человека, эксплуатирующего автомобиль в тот или иной момент времени, и может не совпадать с мнением редакции в целом. Именно за счет множества мнений разных людей мы пытаемся получить общую взвешенную картину.